Старопольская школа.

Девиз организации

Анализ и актуальность работы музея «Память» МОУ «Старопольская СОШ».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Учитывая особенности регионов, местных условий, накопленный опыт по нравственному воспитанию учащихся каждая школа должна выбрать свой путь для решения этих задач.

Наша Старопольская средняя общеобразовательная школа родом из сельской глубинки, 40 км до районного центра города Сланцы, 160 км до Санкт-Петербурга. 101 км, как называют и по сей день местные жители родные места. И тем больнее ударила по нашей деревне сегодняшняя экономическая нестабильность в обществе: распад совхозов, увеличение числа безработных, низкая заработная плата немногих работающих, резкое сокращение социально-культурной сферы, кризис семьи, пьянство, ведущее к вырождению сельского населения, добровольно-принудительное переселение семей из Санкт-Петербурга - вот реалии нашей жизни. Каким же должно быть сегодня место нашей школы, чему учить детей в это трудное время?

По нашему мнению, ученик должен воспитываться, обучаясь на лучших положительных примерах, и, если он сам не видит, не находит их в реальной жизни, мы, учителя, должны показать ему, что во все времена были в России люди, которыми гордилось Отечество, которые прославили ее, заставив весь мир изумляться глубине ума русского человека, широте его души. Именно поэтому наша школа работает над развитием личности ученика через знания о культуре России, ее истории, науки, воспитанием у учащихся чувства национальной гордости за свой народ, за родной край.

Наша цель - через систему учебно-воспитательной работы формировать русского человека как высоконравственную личность, богатую национальными традициями, духовной культурой, героическим прошлым России.

Координирующим и направ­ляющим центром этой работы стал школьный Музей боевой и трудовой славы.

В музее три отдела: «История Великой Отечественной войны», «История Старопольской средней школы» и «История Российской деревни».

Под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспозиции или выставки в стенах школы, а многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах и экспедициях, встречи с людьми, записи их воспоминаний, организацию  праздников. Музей, его экспонаты активно используются в работе на уроках, на факультативных и кружковых занятиях.

Старопольские школьники чаще других выбирают граждано-патриотическую тему для своих творческих: сочинений, рефератов, докладов.

Руководит работой музея совет музея. Это выборная должность – представители от каждого класса.

Школьный музей – школа воспитания социальной активности учащихся. В музейной работе у них формируется сознание общественного долга, дисциплины, приобретаются организаторские навыки, воспитывается чувство коллективизма. Работая в музее, школьники накапливают первоначальные умения агитационно-пропагандистской деятельности.

Свою работу мы планируем на основе  знаменательных дат, связанных с жизнью страны, района, нашего села. Отметить все эти даты большими мероприятиями нереально. И, поэтому, у нас образовался свой годовой круг праздников. Если по каким – либо датам в музее накопился краеведческий материал, то в эти дни проводятся лекции и экскурсии. А по остальным датам мы оформляем выставки репродукций, рисунков, газетных статей, которые накапливаются в картотеке музея уже не первый год.

От уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения зависит решение множества проблем в жизни страны. И поэтому характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.

Мы тесно сотрудничаем с методическим отделом Сланцевской районной библиотеки, отрядом  «Поиск» при отделе молодёжи и спорта МО «Сланцевский район», сельскими библиотеками, администрацией Старопольской волости, краеведческим музеем, краеведами, с советом ветеранов Старопольской волости.

Ветераны - самые желанные гости я помощники совета музея, вовремя подскажут, поделятся своим богатым жизненный опытом. В книге отзывов есть записи не только местных ветеранов, но и ветеранов из других городов, так как все местные жители знают и любят бывать в музее и часто приводят сюда своих гостей.

Они дали наказ: «Берегите память о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны», а мы отчитываемся, как это делаем. Ветераны призывают наших ребят служить в армии, а мы рассказываем, как проводится работа у нас в школе по теме «На защите Отечества». Мы читаем стихи ветеранам, а они в ответ свои.

Мы ведём обширную переписку с нашими бывшими учителями, например, Шевелёвым Константином Петровичем. Теперь он живёт в Санкт-Петербурге, пишет стихи и шлёт свои книги нам:

«О войне будут люди писать

После нас ещё много и долго…

Нет священней, почётнее долга

О ней правду Тебе рассказать».

Мы ведём переписку с Кингисеппским отделом российского общевойскового союза. В своих письмах они благодарят нас за желание всесторонне освещать историю гражданской войны.

Проведение митинга, посвященного Дню Победы, стало традиционно общим для школы, администрации волости, совета ветеранов и сельских ДК.

Часто за помощью мы обращаемся в районную библиотеку, где к нашим просьбам относятся с большим вниманием. А мы, в свою очередь, отчитываемся о работе музея на краеведческих чтениях, организованных этой библиотекой.

Наши дети – участники всех слётов и сборов активистов школьных музеев. Их отчёты о проделанной работе всегда на высоте. По всем направлениям патриотического воспитания им есть что рассказать и поделиться опытом.

 

Чтобы организованно вовлечь всех учащихся в работу музея, на основе опыта предыдущей работы каждую четверть по классам проводятся акции по патриотическому воспитанию:

1 четверть. "Старики не могут ждать" (акция учит внимательно и уважительно относится к людям, живущим рядом, особенно – к пожилым).

2 четверть. "Как тебе служится, с кем тебе дружится" (мероприятия прививают подросткам уважение к нашей армии, желание служить).

3 четверть. "Моя семья - моё богатство" (мы помогаем семьям сохранить память о их прошлом).

4 четверть. "Через года, через века -  помните!"

 

Патриотами не рождаются! Ими становятся только после длительной кропотливой работы над собой. Чтобы любить свою Родину, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками, живущими и жившими на нашей родной земле. Лишь тогда приходят гордость и ответственность за свой народ, за всю её многовековую историю с её взлётами и падениями. В этом нам помогает наш школьный музей, девиз которого: "Меняется страна, меняются идеалы,

                                                                             Неизменным остается одно - память".

 

В нашем музее есть стихи Веры Ибнер:

«Ведь придёт такая осень

В каждый город и каждый дом,

Когда нас наши внуки спросят

О былом…

Так будем же беречь их,

Эти перечни лет и зим,

И будущим о прошедших

Память передадим».

И они тоже являются как бы девизом нашего музея и нашей работы.

И ещё:

«Чтоб нам душой не разменяться

На суету и хлам вещей,

Чтоб Человеком быть, а не казаться,

Как хлеб в блокаду, нужен наш музей».

Эти слова подтверждаются выдержками из сочинений наших детей.

Hosted by uCoz